Аудиотерапия по методу А. Томатиса 

О системе

Это комплекс занятий для тренировки слухового восприятия информации, который был разработан в 50-х годах прошлого века Альфредом Томатисом. Врач из Франции утверждал, что при восприятии информации есть 2 процесса:

Активный этап – восприятие полезной информации и определение ненужной;
Пассивный – слушать оппонента.
На основе его учения, был создан метод тренировки внимания у детей, с целью улучшить восприятие информации на слух – метод Томатиса.

Такие занятия полезны для детей, у которых имеются нарушения в устной речи и в письменной, рассеянное внимание, признаками аутизма. Метод Томатиса подходит для занятий не только с детьми, но и со взрослыми. Например, люди, которые хотят быстрее изучить иностранные языки или вокалисты оперы для улучшения своих навыков в пении.

Подробно об истории развития методики, и о том, какое существует оборудование, можно (и нужно) прочитать в статье "Найти Настоящий Томатис. Следствие ведет логопед".

Мы для работы выбрали самый дорогой вариант, полностью реализующий весь метод. 

Проблемы и решения
Из-за того, что дети с отклонениями развития не могут различать звуки высоких частот – согласные – у них плохо формируется собственная речь. Также распространенной проблемой является то, что шум, например, в классной комнате, мешает таким детям различать согласные звуки. Они выглядят растерянными и невнимательными, потому что не могут различить важную информацию от второстепенной на слух.

Способ восприятия информации тоже играет роль в скорости восприятия информации на слух. Так, дети слушающие левым ухом понимают устную речь медленнее, так как информация из левого уха идет в правую часть головного мозга, а затем в левую. Звуки при таком следовании могут иметь искажение и информация воспринимается не в полном объеме.

А. Томатис открыл способ, который способствует развитию восприятия информации на слух через правое ухо. Его открытие получило признание в академии медицины во Франции как "метода Томатиса".

Проведение комплекса занятий
Программа упражнений для каждого ребенка разрабатывается индивидуально с учетом отклонений, которые были выявлены на этапе обследования перед началом занятий. Для оценки достигнутых результатов, диагностика состояния слухового восприятия проводится в промежутке курса и по окончании комплекса.

Аудиотерапия идет в вольной форме, в комнате, где ребенок играет. Специальных навыков от детей не нужно. Задания заключаются в том, что нужно просто слушать музыку через специальные наушники. Попутно ребенок может делать что-то руками: рисовать, писать, строить.

Наушники детям выдают с особенной функцией («электронное ухо»), которая заключается в том, что через определенный набор фильтров музыка достигает уха ребенка. Фильтры по очереди убирают то низкие по частоте компоненты музыки, то высокие. Если прослушать музыку, то эти изменения почти не заметны. Но в среднем ухе мышцы то расслабляются, то напрягаются по очереди. Таким образом, происходит тренировка слуха для восприятия низких и высоких частот.

Во время упражнений, кроме наушников, используется вибрирующее устройство, что крепится к наушникам и дает проводимость звука сквозь кости черепа сразу во внутреннее ухо. Так проходит тренировка внутреннего уха к тому, чтобы принимать звуковые колебания в наружный слуховой проход сквозь барабанную перепонку.

Для прослушивания во время занятий аудиотерапией ребенку даются записи речи маминого голоса, песнопения или сонаты Моцарта. Возможно также дать ему прослушать собственный голос после смены частоты и интенсивности звуков.

Еще одним существенным открытием врача Томатиса, было определение благотворного влияния звуков высокой частоты на мозг. Он определил, что в минимальных дозах эти звуки стимулируют и нормализуют работу головного мозга ребенка.

Какие есть противопоказания?
Для начала тренировок необходимо пройти консультацию у невролога и провести ЭЭГ. Консультация и диагностика проводится перед каждым курсом за 3 дня до старта.

Также, при обострении любого заболевания не рекомендуется проводить тренировки.

Наша аппаратура
Применяется аппаратура фирмы Besson of Switzerland с усиленным сигналом. Эта фирма является единственным производителем Электронного уха, необходимого для проведения занятий по методике А. Томатиса. Это дорого, но это работает.

Почему мы не используем более дешевую аппаратуру?
Потому что нам важен результат. А эффекты, описанные профессором Томатисом можно получить только с помощью оригинального Электронного Уха. Применение других устройств не дает необходимого результата.


Беспроводные устройства
При использовании беспроводных наушников появляются специфические помехи, которые искажают звук и добавляют шумы, что снижает эффективность аудиотерапии по методике Томатиса.

Производственных гигантов в данной сфере нет. Оборудование для терапии распространяется в специализированных магазинах. Получить обучение методике также общедоступно в «Federation Internationale d' Audio-Psycho-Phonologie et Pedagogie de l'Ecoute». Автор метода стремился к тому, чтобы помочь детям и взрослым, поэтому не стремился к монополизации.

Специалисты, которые освоили методику Томатиса, оказывают услуги по терапии этим комплексом упражнений.

Проводят ли другие центры занятия по аудиотерапии для специалистов?

Да, но будьте внимательны, и проверяйте качество в соответствии с заявленными. Для этого необходимо проверить следующие параметры:


  1. Проведение аудиометрии перед курсом терапии;
  2. Консультация невролога и диагностические мероприятия перед началом курса;
  3. Калибровка оборудования для проведения аудиотерапии.

Контроль ЭЭГ
Методика Томатиса подразумевает стимуляцию активности в коре головного мозга, поэтому перед проведением в обязательном порядке необходимо проводить ЭЭГ (электроэнцефалограмму) и консультироваться у невролога.