Трудности с двигательными навыками: письмо и чтение

Двигательный навык – это освоение определенным движением, без сознательного контроля над ним и доведенное до автоматизма. Исследования в области физиологии и психологии доказали, что для продуктивного формирования и совершенствования умения человеку необходим оптимальный комфортный уровень эмоционального возбуждения. Превышение этого порога, т.е. ситуации повышенного возбуждения, и понижение его, т.е. недостаточная мотивация, отрицательно сказываются на функционировании этого механизма.

Трудности с двигательными навыками могут настигать детей в младшей школе при формировании процессов письма и чтения.

Особенности формирования двигательных автоматизмов письма и чтения

Процесс формирования умения письма и чтения может усложнять ряд факторов:

  • неисправности в психомоторной сфере;
  • недостаточная развитость артикуляционного аппарата;
  • недостатки в развитии фонетико-фонематического восприятия;
  • дефицит самоконтроля и саморегуляции;
  • излишняя активность эмоциональной сферы.

В своем развитии двигательные умения должны пройти ряд обязательных этапов, помогающих добиться развития автоматизма.

  1. Первый уровень развития – аналитический. На этом уровне необходимо активное внимание за своими действиями и контроль результата.
  2. Второй уровень – синтетический. На этом этапе движения и действия становятся целостными, они синтезируются из отдельных контролируемых звеньев в относительно свободный процесс.
  3. Третий уровень – автоматический. Именно на этой ступени можно говорить о формировании навыка. Включаются механизмы автоматизма, и действие уже не требует такого внимания и контроля со стороны субъекта.

Основные правила появления автоматизмов в процессах письма и чтения

При очевидных трудностях с двигательными навыками обучения, категорически противопоказан быстрый темп на занятиях. Первый уровень развития умения должен проходить в спокойной обстановке, темп должен быть даже несколько ниже, чем того хочет ребенок. При неудачах важно, чтобы учащийся почувствовал, что он может быть успешным. Именно поэтому стоит выбирать комфортный низкий темп.

Ситуации эмоционального давления, придания высокой значимости процессу обучения также могут оказывать отрицательное воздействие.

Педагог, логопед, учитель, родитель должны объяснить ребенку, что его трудности временны. Он в состоянии справиться с ними. Важно не создавать подкрепления появившейся неуверенности и снижению мотивации к учебе. Любые успехи обязательно нужно отмечать и награждать похвалой.

Дополнительная помощь специалистов помогает решить появившуюся проблему трудностей с двигательными навыками в быстрый срок.

Контакты

г. Долгопрудный

Молодежная, 22

09:00 - 18:00 ежедневно

+7 (495) 408-47-84

+7 (926) 885-84-20